История бренда: Coca-Cola — напиток, который не нуждается в представлении
Редакция Zira.uz рассказывает об истории создания брендов, которые стали знамениты на весь мир. На этот раз раскрываем историю одной из самых дорогих и знаменитых торговых марок во всем мире — Coca-Cola.
Сегодня любой человек, будь-то высокопоставленный чиновник или рабочий на заводе, врач или студент — каждый без труда скажет что такое Coca-Cola. Этот напиток стал неотъемлемой частью праздничных застолий, разнообразных коктейлей, а фаст-фуд и вовсе невозможно представить без колы. Хотя изначально этот напиток продавался в аптеках и был лекарственным средством. Но судьба решила все сделать по-своему, и интересно узнать что же из этого вышло.
Как все начиналось: из лекарства в газировку
Это был 1886 год, в порту Нью-Йорка рабочие возводили Статую Свободы, а за тысячу километров от Восточного побережья рождался еще один символ Америки. Как и все люди, изменившие историю, фармацевт из Атланты (штат Джорджия) Джон Стит Пембертон был вдохновлен простым любопытством. Он приготовил душистый сироп, смешав орехи кола и напиток из листьев коки, и поспешил в соседнюю аптеку Jacob’s. Там он смешал свою жидкость с карбонатной водой и дал попробовать посетителям.
Новый напиток пришелся людям по вкусу, и аптекари начали его продавать за 5 центов за стаканчик. В то же время бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон дал напитку имя Coca-Cola, и каллиграфическим почерком вывел знаменитый логотип компании.
Новый напиток пока не приносил большой прибыли: в день его покупало всего 9 человек. К тому же у Пембертона начало ухудшаться здоровье, и не было средств для развития своей фирмы. Он умер 16 августа 1888 года в нищете и был похоронен на кладбище для бедняков.
Бизнес по-ирландски или как рождалась The Coca-Cola Company
Через пару лет ирландский бизнесмен Аза Кэндлер выкупил у вдовы Пембертона рецепт напитка за $2300. Если Джон Стит был отцом напитка “Кока-кола”, то Аза Кэндлер стал основателем компании The Coca-Cola Company. Он избрал агрессивную рекламу для распространения своего напитка: бесплатно поставлял “Кока-колу” в аптеки взамен на адреса их посетителей, которым слал по почте подарочные купоны на один стакан сладкой газировки. Метод сработал: о “Кока-коле” узнало огромное количество людей, и вскоре Кэндлер построил заводы по производству своего напитка в Чикаго, Далласе и Лос-Анджелесе.
Так как популярность “Кока-колы” росла, появилась необходимость продавать ее в более удобной таре. В 1894 году бизнесмен из Миссисипи Джозеф Биденхарн придумал разливать напиток по знаменитым стеклянным бутылкам с “талией”. Вдохновила его на эту форму женская мода тех времен: женщины носили юбки-годэ с узким перехватом ниже талии. Спустя 5 лет адвокат из Чаттануги Бенджамин Томас приобрел у The Coca-Cola Company эксклюзивные права на реализацию напитка в бутылках, который продавал за 1 доллар.
Изобретение бутылки для колы способствовало укреплению имиджа компании и эффективности рекламной кампании. Чуть позже напиток стал рекламировать Санта-Клаус, который стал частым гостем на Рождественских плакатах бренда. Его образ так органично вписался в эту рекламную идею, что многие американцы до сих пор верят в то, что образ волшебника придуман именно The Coca-Cola Company.
Таким образом, компания быстро росла и распространялась по разным странам, таким как: Канада, Панама, Пуэрто-Рико, Куба, Франция и так далее. Если в 1900 году было всего два предприятия по розливу напитка “Кока-кола”, то к 1920 году их уже стало около 1000.
Как королева Виктория: 60 лет под руководством Роберта Вудраффа
Вероятно ни один человек не повлиял на компанию так, как Роберт Вудрафф. В 1923 году он возглавил компанию, спустя 4 года после того, как его отец Эрнест Вудрафф купил Тhe Coca-Cola Company у Азы Кэндлера. Он внес огромный вклад в развитие предприятия, пробыв в кресле главы компании целых 60 лет.
С ним The Coca-Cola Company начала приобретать тот облик, который мы все сегодня знаем. Вудрафф первым придумал картонную упаковку на 6 бутылок со специальной ручкой, чтобы напиток было удобно взять с собой куда угодно, и установил единые стандарты производства и розлива бутилированной “Кока-колы”.
Роберт Вудрафф также придумал снабдить спортсменов из США своим напитком в поездке на Летние Олимпийские игры 1928 года в Амстердаме. С тех пор Coca-Cola и спорт неразрывно связаны между собой.
А когда США вступили во Вторую мировую войну, Вудрафф распорядился продавать бутылку колы за 5 центов всем военным, независимо от их места нахождения. За это время на военные гарнизоны было доставлено более 5 млн бутылок “Кока-колы”.
Расширение границ и первый неудачный опыт компании
После 50 лет успеха газированного напитка компания решила расширить свои границы и представила два новых продукта: Fanta в 1940 году и Sprite 1961 году. А в 1985 году, когда во всем мире спорт и силовые тренировки приобрели популярность, производители решили выпустить Diet Coke (диетическая кола) без сахара и минимальным количеством калорий. Так, впервые за 99 лет оригинальный состав “Кока-колы” изменился, но новинка не прижилась на рынке, а критики назвали этот продукт самой большой маркетинговой ошибкой компании. Руководство предприятия прислушалось к замечаниям, и вернуло оригинальный напиток с новым названием Coca-Cola Classic.
В 1990-е и 2000-е гг. компания превращается в большой концерн, производящий более 200 видов разнообразных продуктов, но все же лидерство остается за тремя основными напитками: Coca-Cola, Fanta и Sprite. Помимо этого, компания производит натуральные соки, а совместно с Nestle- холодные напитки Nestea и Nescafe. Также были приобретены права на торговую марку Schweppes, ранее принадлежавшей компании Cadbury.
Кто кого: «холодная» война Coca-Cola и PepsiCo
Важную роль в истории бренда сыграла «холодная» война между The Coca-Cola Company и PepsiCo. Когда напиток “Кока-кола” начал широко продаваться, то у него появились подражатели, одним из которых и была газировка “Пепси”. Казалось бы, подражание льстит, но компании The Coca-Cola Company это не показалось приятным. Был подан иск в суд на компанию PepsiCo за нарушение авторских прав и использование слова “кола” в названии своего напитка. В результате два производителя пришли к компромиссу, но “холодная” война между ними продолжается до сих пор.
The Coca-Cola Company в наши дни
Сегодня по всему миру продается около 1.9 млрд бутылок “Кока-колы” ежедневно, если учесть, что начинала компания с 9 стаканчиков напитка в день. А чистая прибыль в 2017 году в связи с налоговыми реформами США составила $1,25 млрд, что почти на $6 млрд меньше, чем в 2016 году. Но это не мешает компании оставаться одним из самых дорогих и узнаваемых брендов по всему миру.
И тем не менее, труд, внутреннее чутье, интуиция и большой энтузиазм на примере успеха компании The Coca-Cola Company показывают, что нет ничего невозможного. Дело Джона Пембертона и Азы Кэндлера живет по сей день, являясь одной из самых громких глав в истории мировых брендов.
Все фотоматериалы взяты из открытых источников в интернете.
5 Комментариев Скрыть Комментарии
Добавьте свой комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вон оно чо… Лекарство… А все трубят о вреде напитка?. Интересная статья ?
Чуть больше 100 лет назад и кокаин с героином в качестве лекарств продавали, только позже ВНЕЗАПНО узнали, что сильную зависимость они вызывают.
А постоянное употребление Кока-Колы приводит к половому бессилию у мужчин и к бесплодию у женщин. Конечно же, случаются и исключения из правил, но рисковать или нет — дело ваше.
То, что Кола совсем неполезна, возможно, не догадываются лишь маленькие дети. Остальные точно знают, что газировка наносит заметный вред организму. И, тем не менее, её употребление растёт во всех странах мира, распространяется на все континенты, да и в самих Соединённых Штатах Америки объем её продаж только растёт. Странное явление, что здесь сказать!
Jacob’s аптека и Jacob’s кофе связаны?
Нет, они никак не связаны между собой. Кроме того, кофе Jacobs-немецкий бренд
Jacobs кофе*